Исследования

Исследование провели социологи из Московского педагогического государственного университета (МПГУ): доктор социологических наук Анна Домбровская и доктор политических наук Елена Бродовская.

Отношение студентов к семье, как и многие другие ценностные ориентации, репрезентируются в сообщениях социальных медиа. Это связано с активным использованием электронных социальных сетей студенческой молодежью (по данным Мирового Интернет проекта в России, 83% молодежи в России используют социальные медиа) и их ориентацию на интенсивное выражение своих позиций и установок онлайн. Исследование проводилось для получения данных о степени и характере сформированности семейных и иных традиционных духовных ориентиров у современной молодежи России.

Для выявления специфических характеристик отношения студенческой молодежи России к семье была разработана и применена эмпирическая модель социологического исследования. Она включала в себя киберметрический анализ 1 млн сообщений молодежи в социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники»), массовый опрос студентов, которые пользуются социальными медиа, и глубинное интервью с ними.

Специально к летним каникулам «Лаборатория Касперского» решила рассказать об угрозах для детей в Сети, а также выяснить, какие интернет-ресурсы посещают несовершеннолетние пользователи в Ростове-на-Дону и Южном федеральном округе в целом и чем они могут быть опасны.

Согласно статистикечаще всего дети заходят в соцсети, чаты и почту, причем в Ростове-на-Дону этим средства интернет-коммуникации на ПК даже более популярны, чем в Москве — на них бывают 71% против 68% в столице. В «Лаборатории Касперского» это объясняют тем, что для общения в Сети ростовские школьники пока еще чаще используют компьютер, в то время как их московские сверстники активно переходят на мобильные приложения и мессенджеры.

Также в первую тройку наиболее часто посещаемых сайтов вошли компьютерные игры (14%) и ресурсы с информацией про алкоголь, табак и наркотические вещества (12%). Тем не менее, на них ростовские дети оказываются реже московских (17% и 15% от всех заходов соответственно). Эксперты предполагают, что это связано в том числе с тем, что размер карманных расходов детей в Москве и Санкт-Петербурге выше, чем в остальных городах страны. Юные пользователи тратят свои личные финансы в том числе и на покупки, поиском которых они занимаются в Сети.

Среди популярных интернет-активностей детей этого мегаполиса можно отметить посещение онлайн-магазинов и платежных систем, а также ресурсов о различном программном обеспечении и просмотр видео. С ненормативной лексикой онлайн маленькие жители Ростова-на-Дону встречаются не очень часто, но чаще москвичей (3% против 2%).

Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами и, как следствие, избегать рисков, связанных с некорректным использованием различных продуктов и услуг, а также с неэффективными стратегиями финансового поведения. В свою очередь, высокие показатели финансовой грамотности являются одним из условий стабильности финансовой среды. Уровень финансовой грамотности населения в Российской Федерации в настоящее время можно охарактеризовать как низкий: заемные стратегии преобладают над сберегательными, осведомленность потребителей об особенностях пользования различными продуктами и услугами невелика, поэтому проблема разработки масштабной программы финансового образования является одной из наиболее актуальных. Дети и подростки находятся в наибольшей зоне риска в отношении вопросов финансовой грамотности, так как родители в большинстве случаев не могут обучить их основам финансовой грамотности, ввиду отсутствия достаточного уровня знаний в этой области.

Целью исследования, проведенного НАФИ, было получение всесторонней картины об уровне финансовой грамотности детей и подростков, а также выявление основных факторов, оказывающих влияние на их финансовое поведение. Данное исследование в первую очередь носит поисковый характер и призвано обозначить наиболее проблемные зоны финансового поведения несовершеннолетних детей и подростков, в том числе для определения возможных причин такого поведения.

Методология исследования включала всероссийский репрезентативный количественный опрос родителей детей от 4-х лет, опрос учащихся старших классов, фокус-групповые интервью с детьми, а также кабинетное исследование для лучшего понимания проблемы доступности специализированных финансовых услуг среди детей и подростков.

В апреле–мае 2015 года Центр оперативных и прикладных исследований Российского общества социологов провел по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, комплексное социологическое исследование, ставящее целью оценить динамику родительских ценностей, установок, поведенческих реакций по сравнению с результатами аналогичных исследований «Семья и родительствов современной России» (2009 год) и «Культура воспитания, поощренияи наказания детей в российских семьях» (2011 год). Один из ключевых аспектов исследования заключается в том, чтобы оценить динамику отношения к проявлениям жестокости и насилия над детьми и поведенческих практик физических наказаний детей в процессе воспитания. Важное направление исследования состоит в том, чтобы оценить эффективность кампании по укреплению института семьи, пропаганде семейного устройства, формированию в обществе ценности ответственного родительства и противодействию жестокому обращению с детьми, проведенной Фондом в 2013–2014 годах.

В ходе массового опроса было опрошено 1600 респондентов в возрасте от 16 до 45 лет. Благодаря верхнему возрастному «потолку» в фокусе исследования оказывалась та часть населения, для которой семейная проблематика, вопросы отношений с детьми находятся в ряду самыхактуальных.

Данные трех исследований – 2009, 2011 и 2015 годов – были объединены в одну базу, которая послужила эмпирическим основанием для большинства выводов, которые представлены в данном отчете.

В современных условиях студенты и учащиеся общеобразовательных школ все чаще получают информацию и взаимодействуют посредством интернет-технологий. Использование возможностей Skype создает новые перспективы развития интерактивных образовательных форм и методов, способствующих повышению эффективности учебного процесса.

Бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом Skype, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между пользователями, делает образовательные услуги репетитора по общеобразовательным предметам доступными 24 часа в сутки 7 дней в неделю, причем в процессе индивидуальных занятий может участвовать школьник, проживающий в любом регионе страны.

С целью выявления динамики востребованности дополнительных образовательных услуг и дистанционных сессий (онлайн-репетиторство) мы проводим исследование спроса среди учеников на онлайн-занятия с репетитором по различным предметам школьной программы.

В процессе проведения исследования были проанализированы предпочтения более чем 7 000 российских школьников с пятого по одиннадцатый классы – аудитория Интернет-портала TutorOnline.ru. Сбор и обработка данных осуществлялись регулярно в течении трех лет. Данные за текущий год проанализированы и опубликованы в сентябре 2015 г.

Рассматриваются результаты исследования актуального психического состояния старшеклассников, являющихся активными субъектами карьерного самоопределения, в условиях интерактивного обучения. Выделяются следующие группы методов интерактивного обучения: методы психологического тренинга, арт-терапии, когнитивные и игровые. Основная задача, которая решается исследователем методом формирующего эксперимента, заключается в установлении значимых различий в выраженности самочувствия, активности и настроения как показателей актуального психического состояния учащихся на занятиях с применением каждого из этих методов. Установлено, что наиболее заметное улучшение актуального психического состояния происходит при применении игровых методов и методов арт-терапии, поэтому их целесообразно использовать в группах учащихся с низкой мотивацией к работе, а также с неблагоприятным психологическим климатом. Менее заметным было улучшение актуального психического состояния при применении методов психологического тренинга из-за того, что данные методы позволяют актуализировать и искать пути решения наиболее значимых внутриличностных проблем, требуют осуществления более глубокой рефлексии.

В статье дается описание авторского опросника, определяющего уровень игровои? компьютернои? зависимости у детеи? младшего подросткового возраста. Методика включает пять основных шкал: эмоциональное отношение к компьютерным играм; самоконтроль в компьютернои? игре; целевая направленность на компьютерную игру; родительское отношение к компьютернои? игре; предпочтение виртуального общения реальному.

Автор анализирует особенности развития субъектности в младшем подростковом возрасте с разным уровнем игровои? компьютернои? зависимости. Структура субъектности определяется как уровень выраженности ее компонентов: активности; осознания способности к рефлексии, свободы выбора и ответственности за него; осознания собственнои? уникальности; понимания и принятия другого; саморазвития.

Установлено, что дети с высоким уровнем игровои? компьютернои? зависимости имеют более низкие показатели по таким компонентам субъектности, как: осознание способности к рефлексии, осознание свободы выбора и ответственности за него, понимание и принятие другого, осознание саморазвития. По степени выраженности компонентов субъектности выделены три группы младших подростков: с низкими, сбалансированными и несбалансированными показателями.

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки России?скои? Федерации в рамках выполнения государственных работ в сфере научнои? деятельности.

В статье рассматриваются актуальные вопросы использования сети Интернет посетителями детских библиотек. В основу исследования лег опрос 47 человек, средний возраст которых составляет 12 лет. По мнению авторов, в этом возрасте дети уже являются активными пользователями Интернета и посещают библиотеки.

На основе полученных ответов авторы проводят анализ целей выхода в глобальную сеть, показывают, насколько дети вовлечены в виртуальную среду и какова степень отхода от таких привычных источников информации, как книги.

По результатам проделанной работы авторы дают конкретные рекомендации сотрудникам детских библиотек, указывают, какая информация актуальна для детей 12 лет, какие сайты пользуются большей популярностью и насколько востребован Интернет в развитии детских библиотек.

Статья посвящена социально-эмоциональному развитию детей. В ней высказана и частично подтверждена гипотеза о том, что у детей, рожденных в результате применения репродуктивных технологий, надежный тип привязанности встречается реже, чем у детей, родившихся естественным путем. Такая картина может складываться из-за особенностей поведения ЭКО-матерей. В проведенном автором исследовании приняли участие 11 детей в возрасте от 5 лет до 6 лет 11 месяцев, появившихся на свет в результате ЭКО, и 10 детей контрольной группы, зачатых естественным путем, а также их матери. Для сбора анамнестических данных применялись: анкетирование родителей с помощью «Опросника детско-родительского эмоционального взаимодействия» и методики «Анализ семейного воспитания», проективные рисуночные методики «Рисунок гнезда» и «Рисуночный диалог», направленные на выявление качества привязанности ребенка к матери и взаимодействия в диаде, а также методика на определение типа привязанности Н. Каплан.

В брошюре представлены результаты исследования «Семья и родительство в современной России», которое в 2009 году по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, провел Институт социологии РАН. Руководитель исследования — доктор социологических наук, заведующий сектором прикладных и оперативных исследований М. Ф. Черныш.

При проведении исследования была получена информация о том, кого россияне считают ответственным родителем, применяются ли в современной семье физические наказания детей, как родители участвуют в воспитании детей после развода, какие меры помощи родителям наиболее эффективны. Кроме того, в исследовании затронуты такие болезненные явления, как отказ от детей при рождении, лишение родительских прав.

В статье анализируются факторы детско-родительского конфликта, показаны различия в представлениях родителей и подростков об их взаимоотношениях, что рассматривается автором как одна из причин межпоколенного конфликта в семьях разного типа (полных, неполных, приемных). Представлены результаты исследования материнских и отцовских установок и их динамики в трех поколениях мужчин и женщин (прародителей, родителей и детей). Преемственность (воспроизводство) родительских установок последующими поколениями рассматривается в работе как фактор укрепления межпоколенных связей в семье.

Актуальность. В настоящее время семья в России претерпевает определенные изменения. Во многом они обусловлены социально-политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в нашей стране в последние десятилетия. Эти изменения также во многом связаны с изменениями в психологии людей. На уровне общества изменения, происходящие с семьей, проявляются в динамике таких негативных явлений выражающих определенное утрату ценности семьи: рост разводов, распространение малодетности, добровольного безбрачия, неполных семей.

«Насилие в семье и кризис традиционной концепции воспитания»
Ольга Здравомыслова, доктор философских наук, социолог
(По результатам исследования «Насилие в семье глазами учителей и воспитателей»)

На протяжении всего ХХ века - и особенно начиная со второй его половины – «базовая», или традиционная концепция воспитания во многих странах, в том числе и в России, переживала серьезный кризис. Об этом свидетельствуют исследовательские работы и художественные произведения, обыденные наблюдения и замечания специалистов.

«Изменения в родительском отношении к дошкольнику за последние 10 лет» (.pdf, 95 КБ)
Е. О. Смирнова, М. В. Соколова
(Материал предоставлен журналом «Современное дошкольное образование»)

За последние десятилетия в нашей стране произошли существенные изменения экономического, политического и социокультурного характера. В частности, изменилось отношение государства к дошкольному детству (ликвидация дошкольного управления МО РФ, передача дошкольного воспитания на муниципальный уровень, изменения в сроках начального обучения в школе, введение предшкольной подготовки детей с 5 лет и пр.). Отразились ли данные изменения на отношении родителей к детям дошкольного возраста, и если да, то как именно?

Сквозь призму семейных историй и отношений выступает преемственность трансляции агрессивного поведения, насилия как привычных сценариев поведения. В научной работе Э.А. Агаева убедительно демонстрирует устойчивость физического, вербального и психологического насилия через поколение в неблагополучных семьях: агрессия, формируясь как семейная традиция, становится основой семейных отношений, основой решения проблем семьи.

Гипотезы, выдвинутые автором, подтверждены результатами экспериментального исследования. Работа имеет практическую ценность в организации психотерапевтической помощи неблагополучным семьям.

Статья посвящена двум вопросам, связанным с так называемой игровой продукцией для детей: а) определению критериев эрзац-продукции и б) исследованию функции агрессивной игрушки в развитии ребенка. Разработана методика, позволяющая произвести оценку влияния, которое современная игровая продукция оказывает на психическое состояние детей. В основу критерия такой оценки положено понятие витальности. Недостаток витальной стимуляции, а также несформированность правильного обращения с потребностью в витальности ведет к зависимости ребенка от эрзац-объектов, в роли которых могут выступать определенные игрушки или игры. Представлены результаты исследования качества некоторых видов игровой продукции («Театр кошек» Ю.Куклачева и компьютерная игра-«стрелялка»).

Выделены функции агрессивной игрушки, показано ее право на существование в игровой среде ребенка, поскольку причиной детской агрессивности является нарушение значимых социальных связей, а не сама игрушка. Приводится типологизация игрушек, установленная с помощью метода экспертной оценки.

Журнал «Консультативная психология и психотерапия» — это периодическое специализированное научно-аналитическое издание, освещающие проблемы теории, методологии и практики консультативной психологии, психотерапии и смежных дисциплин.

Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей и подростков, как агрессивное. Агрессивность детей и подростков проявляется в широком диапазоне от редких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда подросток вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко — ответную агрессию, даже со стороны специалистов. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром и потому представляет необходимый фактор для изучения детской агрессии. По результатам исследования выдвинута гипотеза о ключевом влиянии отношения родителей к подросткам на возникновение и устойчивый характер проявления агрессивного поведения.

«Исцеление от травмы» (.docx, 38 КБ)
По материалам исследования Питера Левина

Американский психотерапевт, психолог Питер Левин, один из самых крупных специалистов США по детской психической травме, утверждает: реакция на травмирующее событие может наступить не сразу, а через несколько лет или даже десятилетий. У большинства людей симптомы травмы появляются через 6-18 месяцев после события. Однако у трех четвертей его пациентов посттравматические симптомы не обнаруживают себя очень и очень долго, они будто бы спят — до определенного момента.

Большинство современных игрушек, к сожалению, мало пригодны для игры, а значит, не выполняют своего главного предназначения. Анализ рынка современных игрушек показывает, что многие из них не только не могут быть средством игры, но и препятствуют игровой деятельности, поскольку не предполагают собственной активности и фантазии ребенка. Детская игра зачастую сводится к использованию возможностей высоко технически оснащенных игрушек.

Исследование представлений 6-летних детей о семье является фрагментом исследования образа мира дошкольников, проведенного в 2009 г. Это часть продолжающегося научного проекта, начатого в 1992 г. Целью проекта является анализ изменений в представлениях дошкольников об окружающей действительности.

Публикуется с разрешения редакции журнала «Психологические исследования»

Что значит "Право на игру" (.pdf, 532 КБ)
Автор исследования – профессор Е.О. Смирнова

Право на игру зафиксировано в конвенции о правах ребёнка среди других жизненно важных прав. Вместе с тем, данное право нарушается значительно чаще, чем другие права ребёнка. Детская игра всё чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг.

Если вы специалист и у вас есть статьи или исследования, связанные с тематикой портала, мы с удовольствием их опубликуем. Пишите на editor@ya-roditel.ru